Чем больше камней, тем лучше часы
Почему-то принято считать, что чем больше камней в механизме, тем лучше часы. Наверное, эта традиция возникла в XVIII веке, когда великий британский мастер Джордж Грэм впервые решил использовать натуральные рубины в механизме своих часов для стабилизации и снижения износа колесных осей, а также сделал из рубинов палеты анкера и импульсный камень.
Камни были довольно крупные, настоящие драгоценные и дорогие. Они сами по себе представляли определенную ценность, а потому указание их количества имело хвастливый смысл. Но сейчас, когда камни делают из искусственно выращенного лейкосапфира, информация о числе камней – просто дань традиции.
Кстати, часовые дома перешли на искусственные сапфиры исключительно из технологических соображений. Новые камни имеют абсолютно одинаковую стабильную и предсказуемую структуру, в то время как в природе найти камни с идентичной структурой очень сложно. И можно только гадать, как натуральный рубин воспримет сверлящее воздействие цапфы оси часового колеса.
Как я уже сказал, камни главным образом нужны для стабилизации кончиков осей постоянно вращающихся колес. Такие камни называются сквозными, потому что они, как правило, имеют углубления, которые удерживают кончик оси и содержат небольшое количество масла. Их в механизме классических механических трехстрелочных часов нужно всего 12 штук: по паре для кончиков осей балансового, анкерного, промежуточного и секундного колес, а также по паре для оси анкерной вилки и центрального триба.
Еще в часах есть так называемые накладные камни, уменьшающие трение на торцевых поверхностях осей. Их устанавливают на балансе, так что этот важнейший орган механизма помимо двух сквозных камней имеет еще и пару накладных. Еще три сапфира идут на изготовление двух палет анкера и на импульсный камень. Итак, мы имеем всего 17 камней, а больше и не нужно.
Хотя можно, как говорится, на всякий пожарный, установить по паре накладных камней для кончиков осей анкерного и третьего колеса, тогда количество сапфиров вырастет до 21. Но это уже точно все! Более того, добавление лишних камней только навредит механизму.
Напоминаю, что мы говорим об обычных трехстрелочных механических часах. Разумеется, если такой механизм дополнить модулем хронографа или вечного календаря, камней станет больше. Но ненамного. Смотришь порой на гордую надпись на циферблате “56 Jewels” и думаешь, куда же они умудрились их засунуть?
Некоторые зачем-то устанавливают камни на конце окружности вращения ротора автоподзавода и говорят:
Так надежнее!
Сомневаюсь! Наоборот, рано или поздно настанет момент, когда ротор начнет задевать их и обсыпать микроскопическими опилками механизм часов.
Можно, конечно, создать концепт вроде Harry Winston Opus XIII, где сапфиры используются и в качестве минутной стрелки, и в качестве разметки шкалы (общее количество камней в механизме Людвика Балуара достигает 242!), но так ведь это же не часы, а “Опус”.
А разве представленный в этом году на Женевском салоне концепт Panerai LAB-ID Luminor 1950 Carbotech не великолепен? А ведь всего 4 камня в часах!