Райская золотая механическая птица Екатерины II
Часы Павлин. Зрмитаж.
Материал: бронза, серебро, стразы, золочение.
Уникальное произведение искусства, ставшее символом екатерининского века...
В 1777 году в Санкт-Петербурге гостила английская герцогиня Элизабет Кингстон. Дама авантюрного склада, любительница роскоши и молодых поклонников, она хотела «пристроить» в России коллекцию живописи и редкостей, доставшуюся ей от покойного мужа.
Князь Григорий Александрович Потемкин, фаворит императрицы Екатерины II, какое-то время часто виделся с зарубежной гостьей и был наслышан от нее об удивительных часах - двигающейся игрушке, выставленной в лавке лондонского механика Джеймса Кокса. Князь загорелся желанием приобрести необыкновенный часовой механизм, чтобы подарить его императрице. Однако императрица, собиравшая для своего Эрмитажа предметы живописи и разнообразные диковинки, сама выделила денежный задаток, чтобы герцогиня по прибытии в Лондон приобрела часы и переправила их в Петербург.
В 1781 году морем на шхуне долгожданная покупка прибыла в Петербург. Однако без накладок не обошлось. Герцогиня ничего не понимала в устройстве механизмов, а ее люди, которым было поручено упаковать детали, не обратили внимания на сложный часовой механизм и сложили все детали в несколько куч. Когда корзины вскрыли, увидели там разобранные позолоченные части непонятного механизма. По приказу князя всю эту груду непонятных частей отправили в Таврический дворец.
В течение десяти лет никто о часах не вспоминал. Но весной 1791-го во дворце начали подготовку к празднику, посвященному взятию русскими войсками турецкой крепости Измаил. Тут-то князь и вспомнил о часах. Он решил их запустить и преподнести в дар императрице, которая к тому времени сильно к нему охладела. Для починки часов призвали Ивана Кулибина - знаменитого механика, возглавлявшего механическую мастерскую Петербургской академии наук. Но как только мастер принялся за работу, случилась новая напасть - князь умер. Работы снова были приостановлены, но Екатерина пообещала, что оплатит все расходы, связанные с ремонтом «Павлина». Три года ушли на ремонт - в 1794 году Кулибин дал «Павлину» вторую жизнь.
Представленное зрелище было неописуемым: под звон колокольцев сова крутила головой и хлопала глазами, павлин распускал хвост и поворачивался, петух кукарекал и качал головой. Все это фантастическое зрелище обеспечивал часовой механизм, спрятанный Коксом в круглую подставку, похожую на клумбу. Часы и минуты показывались в прорези шляпки самого большого гриба, который «рос» на клумбе, а секунды отсчитывала вращающаяся стрекоза!
После смерти Екатерины II по приказу императора Павла I часы «Павлин» из Таврического дворца переехали в Эрмитаж.
Пьедесталом для павлина стал дубовый пенек с кудрявой веткой, поднявшейся на высоту более двух с половиной метров. К дубу прикреплен сук, к которому подвешена на шнуре шарообразная клетка. В этой клетке находится сделанная из темного серебра сова, под клеткой сидит белка. К другой стороне пня приделана еще одна ветка, а рядом с ней стоит петух. Основание самих часов сегодня украшено большими овальными гранеными хрусталиками на красной фольге.
Сегодня «Павлин» находится в Эрмитаже и является центральным экспонатом в коллекции часов. В XX веке часы остановились и не работали в течение шестнадцати лет. Но мастера Эрмитажа сумели их запустить. Часы «Павлин» - единственный экспонат, дошедший до наших времен без изменений.